Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП): запятая, точка с запятой (начало темы).    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в БСП: запятая, точка с запятой. Примеры, задания, правило, презентация «БСП».
                                                                                                                               
    План-конспект урока.  (Хронометраж  рабочего времени*)

    1. Игра «Да» « НЕТ». Слайд 1(время 0:03)
    По пройденному материалу.

    2. Беседа.  Слайд 2. (время 0:01)

    3. Слово учителя. Слайд 3. (время 0:01)
    Бессоюзное сложное предложение. Определение темы учениками.

    4. Запись опорного конспекта.  Слайд 4. (время 0:08)
    А. Понятие о  БСП. Грамматические основы и смысловые отношения в БСП на примере предложения: Подморозило, стало скользко.
    Б. Выражение  смысловых отношений в БСП с помощью знаков препинания и интонации.

    5. Закрепление. Слайд 5-8. (время 0:05)
    А. Задание на определение интонационной связи в бессоюзных предложениях. Пример предложения:
    Неожиданно возникла страшная мысль: вдруг всё произойдёт без моего участия.
    Б. Вопросы к ученикам: отличие  БСП от ССП, СПП.

    6. Буквенный диктант. Слайд 9. (время 0:06)
    Простое и сложное предложение. Пример:
    Пробудился город: загудели автомобили, загрохотали трамваи, затрещали мотоциклы.

    7. Слово учителя. Слайд 10, 11. (время 0:03)
    А. Разбор и конструирование  различных типов сложных предложений на основе текста:  Хлынул дождь. Он перешел с прогулочного шага на быстрый бег. Роль союза, знаков препинания и интонации в установлении смысловых отношений.
    Б. Обобщение полученных знаний.

    7. Запись опорного конспекта. Слайд 12-14. (время 0:10)
    А. Постановки точки и точки с запятой на примерах.
    Б. Формулировка учениками правил расстановки знаков препинания в бессоюзных предложениях на примерах сложных предложений.
    В. Вывод.
    Г. Примеры рассуждения при постановке точки с запятой в БСП.
    Текст и рассуждения по тексту: В распахнутые окна спальни глянуло ясное летнее утро; в яблоневом саду, не умолкая ни на секунду, чирикали воробьи и ябедничали сороки. 

    8. Слово учителя. Слайд 15-16. (время 0:03)
    А. Цитата лингвиста А.М. Пешковского о бессоюзие в летописях.
    Б. Вопросы к ученикам о причинах насыщенности бессоюзиями «Слова о полку Игореве».

    9. Самостоятельная работа. Домашнее задание.  Слайд 17,18. (время 0:05)
    А. Сочинение на лингвистическую тему.
    Б. Домашнее задание.

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии проведения уроков с применением презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Кактус упал на кота и взвыл от боли.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 344  Сейчас 13







Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП): запятая, точка с запятой (начало темы).

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 65.
К уроку
презентация
самостоятельная работа

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП): запятая, точка с запятой (начало темы). "
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-03-30

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Запятая, точка с запятой в БСП.
II. Оборудование и приложения. Презентация «Знаки препинания в БСП».

 Игра «Да» « НЕТ».
1. Словосочетание – это самая маленькая синтаксическая единица. Нет.
2. Словосочетание должно состоять из основн. и зависим. слова. Нет.
3. Предложения бывают распространёнными и нераспространёнными. Да.
4. К двусоставным  предложениям относятся  назывные  распространённые. Нет.
5. Неполные пред. –  это предл. односоставные. Нет.
6. Сложные предложения  бывают только сложносочинёнными и сложноподчинёнными. Нет.
7. ССП состоят из глав. и придат. части. Нет.
8. Обстоятельственные придат. отвечают на вопросы косв. падежей. Нет.
9. Обстоятельственные придат. отвечают на вопросы обстоятв. и относятся ко всему глав. предложению. Да.
10. СПП бывают с двумя или несколькими придат. Да.
Беседа.                   
В. Верны ли слова великого классика, вынесенные в эпиграф урока?
Да. Это мы и проверим сегодня на  уроке.

Слово учителя.
В. А можете ли вы предположить, что это за предложения?
Название говорит само за себя – в этих предложениях нет союзов.
Запись опорного конспекта. 
Смысловые отношения выражены не так явно, они должны извлекаться адресатом из содержания частей. Например, по-разному можно истолковать смысл предложения:  Подморозило, стало скользко.
Если просто сообщать как о погодных условиях, то происходит перечисление этих изменений, их надо произносить с интонацией перечислительной, на письме нужно ставить запятую. Но можно указать на причину того,  отчего стало скользко. В таком случае это причинные отношения, произносить их надо с предупредительной интонацией, неспокойным понижением голоса, на письме поставим двоеточие: Подморозило:  стало скользко.
Закрепление.
Задание. Определите, какова интонационная связь в приведённых ниже предложениях: Наступило утро, пошел снег, с востока ветер погнал облака в нашу сторону. Неожиданно возникла страшная мысль: вдруг всё

произойдёт без моего участия.
Буквенный диктант.
Задание. Запишите только буквами: сложное предложение = С, простое = П.
1) Пробудился город: загудели автомобили, загрохотали трамваи, затрещали мотоциклы. /С/ 2) Есаул выбежал из землянки, вскочил на коня, гикнул молодецки и скрылся из виду. /П/ 3) Расстроенный полученной новостью, учитель замолчал. /П/ 4) Ветер усиливался, огонь разгорался. /С/ 5) Я понял: уговоры закончились. /С/
Слово учителя..
Текст:  Как только  хлынул дождь, он перешел с прогулочного шага на быстрый бег.
В. Какое это предложение? СПП.
В. Уберите из этого предложения  союз и подумайте, что изменилось в предложении?
Хлынул дождь, он перешел с прогулочного шага на быстрый бег.
Самостоятельная работа.
Рефлексия. Домашнее задание.
Закончить сочинение. Упр. 218.

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.