|
|
Председатель так взял доярок за живое, что надой молока сразу увеличился. Из школьных сочинений. |
| Статистика посещений | Сегодня 1208 Сейчас 58
|
|
|
Причастие как часть речи
Автор: М.Н. Хабазова Дата обновления: 2017-09-28
Тест, задания или проверочная к уроку
К уроку "Причастие как часть речи"
Класс Фамилия
Вариант 0
Задание 1. Рядом с причастиями укажите н.ф. глагола, его спряжение. Образец: обнищавший горожанин – обнищать, 1 спр.
держащийся за поручни пассажир –
волнующая новость – <
хлещущие брызги –
роющие траншею строители –
тяжело дышащий бегун –
Задание 2. Образуйте формы по образцу: внушать – внушают – внушаемый
забывать –
контролировать –
озарять –
замечать –
изображать –
Задание 3. Образуйте причастия по образцу: подстрелить – подстреленный; засеять поле – засеянное
погрузить –
высушить ветром –
осветить –
выкачать из подвала воду –
Задание 4. Образуйте формы по образцу. Выделите суффикс –вш-.
Образец: оттаять – оттаял – оттаявший.
выпадать –
выстирать –
наполнить –
переправиться –
раскаяться –
Открыть урок для просмотра в окне
Возможно некорректное отображение html-кода документа Microsoft Office Word. |
|
Получить ссылку на скачку урока
Легкая версия. Скачка бесплатная. Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word. Может содержать дополнительно: файлы изображений и мультимедиа, презентации Microsoft PowerPoint и др.) |
|
Фрагменты урока
Тема урока. Причастие как часть речи. Содержание. Образование, свойства и значение причастий. Примеры, задания, проверочная работа, таблица «суффиксы причастий», презентация «причастие - глагольная особая форма»
Запись опорного конспекта. Причастие, являясь формой глагола, обладает признаками и прилагательного, например знающий (причастие), обладая признаками глагола (что делающий?), и прилагательного (какой?), имеет число, падеж и род: знающая, знающее, знающие. Причастие имеет следующие свойства глагола: вид (совершенный, несовершенный): белеющий, побелевший; время (кроме будущего): читающий, прочитавший; возвратность: улыбающийся, слышащиеся. По своему значению подразделяются на страдательные и действительные. Действительные – обозначают признаки объекта действия, страдательные – объекта воздействия. Например: Отряд, атакующий (действительное) противника Отряд, атакованный (страдательное) противником. Действительные причастия Их настоящее время образуют суффиксы: для глаголов - 1 спр. – -ущ-(-ющ-): сеют – сеющий, идут – идущий
|
- 2 спр. – -ащ (- ящ-): мыслят – мыслящий, значат – значащий Обратите внимание! Суффиксы напоминают безударные окончания глаголов -ют, -ут, (для 1 спр.), -ят, -ат (для 2 спр.). Прошедшее время образуют суффиксы – -вш-, -ш-: уехавший, пришедший Написание этих суффиксов не вызывает трудностей. Ошибки, обычно, учащиеся допускают в написании гласной, предшествующей -вш-. Запомните! Перед -вш- в причастиях и перед -л и -ть в исходных глаголах пишется одинаковая же гласная: выживший – выжил – выжить, таявший – таял – таять Страдательные причастия Их настоящее время образуют суффиксы: для глаголов - 1 спр. – -ем-: преследует – преследуемый - 2 спр. – -им-: хранит – хранимый Довольно редко встречаются в этой группе причастий ударный суффикс -ом-: несомый, ведомый, искомый, влекомый Прошедшее время образуют суффиксы -т, -нн-, -енн-: испуганный, решенный, колотый Правописание этих суффиксов не вызывает затруднений. Иногда учащимися допускаются ошибки в написании гласной, предшествующей суффиксу -нн-. Запомните! Перед -нн- в причастиях и перед -л и -ть в исходных глаголах пишется одинаковая гласная: высмеять –
|
высмеял – высмеянный, увидеть – увидел – увиденный Краткая форма стр. причастий: любима, зависима, уважаема, движима.
Закрепление. Задание. Укажите н.ф. глагола и спряжение. Образец: борющийся народ – бороться, 1 спр. хлопочущая хозяйка – хлопотать, 1 спр. терпящий бедствие корабль – терпеть, 2 спр. готовящийся к экзамену студент – готовить, 2 спр. Задание. Образуйте по образцу: хватать – хватают – хватаемый Внушать, поднимать, колебать Задание. Образуйте от глаголов по образцу: подстрелить дичь – подстреленная; выкосить поле, замесить тесто, скосить луг, сломать игрушку Задание. Образуйте от глаголов по образцу: оттаять – оттаял – оттаявший. Затеять, слепить, надеяться
Проверочная работа /прилагается/. Выполните задания, выданные вам на листах.
Рефлексия. Домашнее задание. Упражнение № 288. Подготовиться к словарному диктанту № 10
|
Пока к этому уроку нет комментариев
|