|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Связь слов в словосочетании. II. Оборудование и приложения. Тест «словосочетание», презентация «виды (типы) словосочетаний». Творческое работа. Задание. Постройте словосочетания, используя следующие паронимы в качестве: а. главных слов: предоставить – представить (предоставить свободу – представить друга), поиски – происки, осудить – обсудить, оделить – отделить, здравица – здравница, вдохнуть – вздохнуть, отклик – оклик, дипломат – дипломант. б. зависимых слов: эффектный – эффективный, обидный – обидчивый, искусный – искусственный. Запись опорного конспекта. Словосочетание — объединение нескольких (чаще всего двух) слов частей речи со смысловой или грамматической связью. В словосочетании слова соединяются тремя разными способами. Это управление, согласование, примыкание. СОГЛАСОВАНИЕ. Зависимое слово полностью перенимает признаки главного. Зависимым может быть причастие, прилагательное, числительное (=прил.), местоимение (=прил.): милый малыш, играющий мальчик, первое «люблю», некий предмет. УПРАВЛЕНИЕ. Зависимое слово при этой связи стоит в строго определенной форме, которая НЕ меняется при изменении главного. Зависимое ТОЛЬКО существительное: сабля из дерева, косынка девочки
|
При способе связи примыкание зависимым словом является или н/ф глагола или неизм. часть речи, имеет с главным словом только смысловую связь: убежать вперед. На этот тип связи необходимо обратить особое внимание, поскольку на ЕГЭ встречаются задания на определение именно этого типа связи. ПРИМЫКАНИЕ. Зависимым может быть: наречие (в т. ч. в сравн. степени), деепричастие, инфинитив, прилагательное простой сравн. степени: смотреть вдумчиво, работала улыбаясь, мастер управлять, цвета хаки, книга поинтереснее, его семья Закрепление. Задание. Выпишите словосочетания. Любой человек с малых лет знает этих маленьких нахальных птичек. Рядом с нами они живут, кормятся, сорятся. На их общение – простое чириканье – часто мы не обращаем внимания. Но стоит чириканью зачем-то прекратиться, мы чувствуем, что нам не хватает этих звуков... И когда мы воспоминания о детстве почему-то связаны с этой неприметной птичкой. Результат: Любой человек, знает птичек, маленьких птичек. Живут рядом с нами. Простое чириканье, не обращаем внимания. Зачем-то прекратиться, не хватает звуков, нехитрых звуков. Вспоминания о детстве, почему-то связаны, связаны с птичкой, неприметной птичкой. 2. Игра «Лишнее – четвертое». 1) ковер из шерсти; галстук из шелка; кувшин из глины; друг из Москвы; 2) мальчик из города; письмо из
|
Болгарии; варенье из клубники; лес из Сибири. 3. Измените способ связи. Пример: любить по-настоящему (прим.) – настоящая любовь (согл.) Согласование в управление: волчьи повадки (повадки волка), кирпичный дом (дом из кирпича), дедова шашка (шашка деда), улыбающийся ребёнок (улыбка ребёнка). Управление в примыкание: посоветовать брату (посоветовать по-братски), говорить с восторгом (восторженно говорить), закрутить с умыслом (умышленно закрутить), встретить друга (встретить по-дружески). В примыкание: полная поддержка (поддержать полностью), радушная встреча (радостно встретить), откровенное признание (признаться откровенно), турецкий кофе (кофе по-турецки). В согласование: сегодня вечером (сегодняшний вечер), говорить тихо (тихий разговор), рычать по-звериному (звериный рык), запасаться на зиму (зимние запасы), по-настоящему веселиться (настоящее веселье), поет громко (громкая песня), поступать по-честному (честный поступок). Тест /прилагается/. Выполните задания, выданные вам на листах. Рефлексия. Домашнее задание. Р/т Богдановой Г.А., упр.18, 20, 21
|