|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Дополнение. II. Оборудование и приложения. Презентация «Дополнение прямое, косвенное» Словарная работа. Решение, постановление, резолюция – синонимы Беседа. В. Как вы думаете, если в предложении есть главные члены, то каким членам предложения они могут противопоставляться? Второстепенным. В. Почему? Главные – входят в основу предложения, второстепенные – нет. В. Какова же тогда их роль в предложении? Распространяют предложение, делая его насыщеннее, подробнее Слово учителя с элементами беседы. В. Перечислите известные вам второстепенные члены предложения? В. К чему относится дополнение? Задание. Произведите синтаксический разбор предложения. Простился (с кем?) с вереницею – управление. Вереницею (кого?) гусей – управление. Вереницею (какой?) запоздалой – согласование. Простился (где?) над скатертью – управление. Простился (когда) сегодня – примыкание. Скатертью (какой) белой, широкой – согласование. В. Докажите на примере, что дополнение в данном предложении
|
относится к глаголу или дополнению-существительному. Простился с вереницею гусей. Закрепление. Задание. Выпишите словосочетания глагол + существительное. Конек режет лед (в.п.). Весло задевает водоросли (в.п). Мастер чинит телефон (в.п.). Режет лед. Задевает водоросли. Чинит телефон Вывод. Все дополнения выражены в.п. без предлогов. Прежде чем найти дополнение, необходимо уяснить зависимость значения предложения от порядка слов. Только после этого формы в.п. дополнения не будут путаться с формой им.п., например: Корни деревьев питают листья. Секрет для маленькой компании. Подставляйте слово книга при затруднении. Задание. Найдите подлежащее и сказуемое, измените сказуемое так, чтобы подлежащее преобразовалось в дополнение. Туча закрыла небо. Бабушка любит внучку. День сменяет ночь. Небо закрыто тучей. Внучка любима бабушкой. Ночь сменяет день. Задание. Найдите дополнения. Сформулируйте вывод. Барин велел Матрене спеть. Договориться с ними я не смог. Я попросил их подождать. Признаюсь, я желаю помириться с ним. Вывод: н/ф глаг. – дополнение в случае, если действие произведено разными
|
лицами (приказал встать, прошу рассказать) и если н/ф можно заменить существительным (договорился поехать – о поездке). Цифровой диктант. Определите дополнение. 1 – составное сказуемое, 2 – дополнение. 1. Слушатели попросили исполнить новое произведение композитора. (2) 2. Друзья посоветовали поехать отдыхать в Крым. (2) 3. Отец позволил нам с братом прокатиться на мопеде. (2) 4. Петр Семенович намерен решить это уравнение. (1) 5. Я хочу показать свое изобретение. (1) 6. Они просили меня составить справку о музее. (2) 7. Есть маленький шанс выполнить это задание. (1) 8. Мэр требует завершить строительство объекта в мае. (2) 9. Я требую поставить мою любимую пластинку. (1) 10. Я попрошу вас не указывать. (2) Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание. Составить предложения со словами рассказ, она, отдыхающие, три яблока так, чтобы они были в одном случае главными членами, а в другом – второстепенными: Упр. 169, 170
|