|
|
Советский народ не только вершит дела на земле, но забрался и в космос. Из школьных сочинений. |
| Статистика посещений | Сегодня 971 Сейчас 25
|
|
|
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч .
Урок русского языка в 10 классе. Урок 20.
К уроку
презентация
проверочная работа "правописание сомнительных согласных в корне" (2 варианта)
|
картинка урока | скриншот презентации |
Автор: М.Н. Хабазова Дата обновления: 2016-11-12
Тест, задания или проверочная к уроку
К уроку "Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч . "
Класс Фамилия
Вариант 0
ПРАВОПИСАНИЕ СОМНИТЕЛЬНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ.
ЗАДАНИЕ. Вставьте пропущенную букву
Задви_ка, зубре_ка, вя_кий, сла_кий, многотира_ка, мона_ка, рого_ка, шотлан_ский, наез_ница, теле_ка, норве_ка, обло_ка, пробе_ка, прома_ка, стри_ка, молоде_ь, оши_ка, дохо_, разве_ка, бесхитрос_ный, аген_ство, здра_ствовать, извес_ный, пас_бище, чу_ствовать, я_ственный, ужас_ный, умес_ный, подска_ка, чес_ность, час_ный, гру_чик, сле_ка,.
Адре_, босоно_ки, вбро_, голу_ка, доба_ка, жиле_ка, запа_, коро_ка, накоро_ке, муля_, проры_, ланды_.
Апокри_, бирю_, бро_кий, гор_, дога_ка, издер_ки, запи_ка, кра_, ледохо_, нали_ка, отме_ка, мар_.
Алма_, библиогра_, доба_ка, голлан_ка, декаден_, ирби_, задви_ка, переса_ка, подста_ка, моро_, ло_ка, скор_ь.
Аню_ка, бли_кий, верблю_, грамо_ка, дро_ки, заплы_, жи_кость, коля_ка, мира_, науга_ , подве__ка.
Аккор_, бере_, горо_ки, дол_, дымохо_, изги_, зале_ь, коко_, ла_, майоне_, наза_, решё_ка.
Астерои_, блю_, загото_ка, геркуле_, докла_чик, изли_ки, закла_ка, кону_, ме_сестра, мы_ка, наро_, погру_ка.
Аль_, боро_ка, глу_ь, бро_ка, гер_, гла_кий, запре_, жу_кий, мясору_ка, палиса_, бя_ь, бу_ва, бракера_.
Атла_, блю_це, вет_ь, гло_ка, доро_ка, иерогли_.
Открыть урок для просмотра в окне
Возможно некорректное отображение html-кода документа Microsoft Office Word. |
|
Получить ссылку на скачку урока
Легкая версия. Скачка бесплатная. Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word. Может содержать дополнительно: файлы изображений и мультимедиа, презентации Microsoft PowerPoint и др.) |
|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Непроизносимые согласные и сочетания шч, сч, жч, зч, стч. II. Оборудование и приложения. Презентация.
Проверка домашнего задания.
Запись опорного конспекта. В русском языке мы часто встречаемся со словами с корнями, сочетающими несколько согласных, один из которых не произносится. Сравните: солнце, властный, поздно, голландский, сердце … Эти согласные д, л, т называются непроизносимыми. Для проверки подобных корней необходимо изменить, чтобы после проверяемого (непроизносимого) звука шёл гласный звук, т.е. согласный произносился бы отчетливо. Примеры: яростный – в ярости; под уздцы – узда; пастбище – пасти. Слова, в которых: -написание не определяется корнем, например: плеснуть (но! плеск), блеснуть (но! блестеть); -нет непроизносимых согласных, хотя они и «мимикрируются» под таковые, например: гнусный, опасный, ужасный, словесный, небесный; -имеются непроверяемые корни: инцидент, прецедент, дерматин. Необходимо выработать навыки «с лёту» различать слова: проблески, блеснуть / блёстки, блестеть, искусник, искусный, искусно, искусность / искусство, искусственный (вторая с принадлежит к суффиксу -ств-) конъектура (лат.) –
|
предположение, догадка, реставрация рукописи или отсутствующей в части её) / конъюнктура – какое-нибудь положение в общественной жизни косный (неподвижный, тяготеющий к привычному), косноязычный / костный (от слова «кость»), костный туберкулез. яства (яство, от старослав. ясти – есть) / явный, явствовать, явственный, явственно (явь) Иногда перед суффиксами с буквы ч (-ч-, -чик, -чив, -чин, -чат) согласные корня при произношении меняют звучание. Например, летчик произносится как [леччик], т.е. звук т в корне преобразуется в звук ч, а слово образчик звучит как [обрашшик], т.е. сочетание зч меняет звучание на ш`ш`. «Сомнительность» подобных слов легко проверяется обычным морфемным анализом: обидчивый – обида, солдатчина – солдат. Ошибки в подобных словах происходят, как правило, когда буквосочетания зч, жч, сч, здч, стя, шч произносятся как ш`ш` , то есть звук, сходный с щ, например: песчаный, перебежчик, веснушчатый и вощаной, дощатый, лощеный. Чтобы разобраться в подобных написаниях, надо запомнить, что буква щ относится корню и заменяет ск, ст, т в родственных словах: воск – вощаной, доск(а) – дощатый, лоск – лощёный, толстый –толще, свет – освещение. Ч пишется: перед -н-, -ниц-, -ник- когда основа оканчивается буквой ц, к или
|
ч: яйцо –яичница; булка – булочная; пустяк – пустячный; очки – очечник; перец – перечница, подсвечник - свеча. Исключения: городошник, двурушник , набалдашник (хотя тюркское балдак – костыль), столешница. Буквосочетание шн закрепилось в фамилиях: Калашников (калач), Рукавишнков (рукавица), Столешников (столец) переулок, калашный (калач) ряд; -в отчествах, оканчивающихся на -ична: Саввична, Лукинична, Никитична. ш пишется: -перед -н-, -ниц, -ник- в произведенных словах с основой на букву х (чередование х/ш): утешный – утеха, успешный – успех, наушник – ухо, суматошный – суматоха; -в словах от наречий с применением суффикса -шн-: сегодняшний, вчерашний, домашний;-в словах от несклоняемых существительных с применением суффикса –шник: киношник (кино), лотошник (лото), доминошник (домино).
Закрепление. Упражнение 128, 129.
Проверочная работа /прилагается/
Домашнее задание. Упражнение 127; подготовиться к проверочной работе №3 (словообразование и ударение)
|
|