|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Гласные и, ы после приставок. II. Оборудование и приложение. Презентация «и, ы в корне слова после приставок» Лексический словарный диктант. 1. Аспирант высшего военно-учебного заведения (адъюнкт). 2. Коренной житель страны (абориген). 3. Плавучая ледяная гора (айсберг). 4. Приравненный, вполне соответствующий чему-нибудь, тождественный; совпадающий (адекватный). 5. Водяные краски (акварель). 6. Музыкант, который аккомпанирует (аккомпаниатор). 7. Устройство накапливающее электроэнергию для последующего её использования (аккумулятор). 8. Деталь, предмет сценической обстановки (аксессуар). 9. Существующий, проявляющийся в действительности (актуальный). 10. Документ, предоставляющий право многократного обслуживания, посещения или пользования сторонними услугами (абонемент). 11. Иносказание, выражение отвлечённого предположения, мысли, идеи в определенном образе (аллегория). 12. Колпак для лампы (абажур). 13. Подлинная подпись автора (автограф). 14. Деревья по сторонам дороги (аллея). 15. Повторение однородных или одинаковых согласных для усиления звуковой выразительности художественной речи (аллитерация). 16. Слово, образованное путём сокращения (аббревиатура). 17.
|
Каждая из возможностей, исключающая другую (альтернатива). 18. Сильнейшее возбуждение, волнение вокруг какого-нибудь дела или вопроса (ажиотаж). 19. Представитель семейства крупных морских птиц буревестников (альбатрос). 20. Общее наименование учреждений научного, учебного и художественного направлений (академия). 21. Объединение звуков различной высоты, исполняемых совокупно как созвучие (аккорд). 22. Литературный сборник, включающий произведения различных авторов, иногда объединённых одним направлением, не периодическое издание (альманах). 23. Приспособление живых организмов (животных, растений) к изменившимся климатическим условиям как результат искусственного переселения их в другие области обитания (акклиматизация). 24. Музыкальное сопровождение чего-либо (аккомпанемент). 25. Химический элемент, металл серебристого цвета (алюминий) Запись опорного конспекта. Если после приставок следует корень с начальной И, то И заменяется на Ы. Например: розыгрыш, обыскать, безынициативный. И сохраняется: - после меж- и сверх-: межинститутский, сверхинтересный - после приставок: контр (против ) – контригра, суб – субинспектор; транс ( лат. по ту сторону ) – трансиранский ; пан (охватывающий всех)
|
панимперский; пост (после) – постинфекционный -во втором корне в сложносокращенных словах: госиздат, мединститут, спортинвентарь. -после двух, трёх, четырёх, например: двухигольчатый. ЗАПОМНИТЕ! Пишется И в словах: дезинфекция, дезинформация, суперигра, взимать. Закрепление. Упражнение №№ 158 (устно), 157. Вопросы на восприятие правила. Вопросы на восприятие правила. В. Какому принципу подчиняется написание Ы вместо И после приставок? Фонетическому В. Почему после приставок сверх- и меж- не происходит перехода И в Ы? По традиции Закрепление. Задание. Нужно ли после приставок вставить буквы, если нужно, то какие? без…мянная речонка, с…грать в шашки, пред…юльские события, под…тожить расходы, под…скать удобное место, раз…скать человека, сверх…естественные силы, пред…дущий параграф, об…узить платье, пред…усмотреть событие, сверх…зобретательный человек, об…единить усилия, с…экономить время Домашнее задание.
|