Падежные окончания имён существительных    

    План-конспект урока 
    

    Окончания существительных

    План. Конспект. Тема.Падежные окончания существительных. Примеры, задания, таблица падежных окончаний, презентация «окончания склонений существительных».

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:06)
    Выполнение учениками словарного диктанта.

    2. Окончания имен существительных.  Слайд 3-23. (время 0:19)
    А. Составление таблицы «Е,  И  в  окончаниях существительных».
    Б. Падежные окончания русских и иностранных фамилий.
    В. Варианты падежных окончаний на примерах: песка — песку, саперы, авиаторы, доктора, директора
    Г. Различия стилистические и смысловые между формами существительных.
    Д. Нулевые окончания  существительных: брюки – брюк, грузины – грузин.
    Е. Выбор окончаний в существительных женского рода: песня – песен – песней

    3. Материал для тренировки.  Слайд 24-28. (время 0:12)
    А. Задание ученикам на обозначение склонения  существительных. 
    Б. Задание ученикам на составление словосочетаний с употреблением

    4. Правописание окончаний существительных. Работа с учебником. Слайд 29. (время 0:05)
    Закрепление материала. Выполнение упражнений учебника.

    5. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 30. (время 0:03)
    Вопросы к учителю по теме, запись домашнего задания.

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


- Мое изображение и имя в современных условиях являются раскрученным брэндом, которым пользуются все кому не лень

В.Путин,
президент РФ






Статистика посещений
   Сегодня 1165  Сейчас 69







Падежные окончания имён существительных

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 36.
К уроку
презентация
формообразование и ударение для 10-11 классов

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Падежные окончания имён существительных"
скриншоты презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-26

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока. Правописание падежных окончаний имён существительных.
Содержание. Окончания существительных. Примеры, таблица, задания, презентация «Окончания склонений существительных».
1. Проверка домашнего задания.
Словарный диктант №6
великорус, вегетарианский, веранда, вакуум, верфь, вакханалия, вертишейка, варежка, вернисаж, ваттметр, вермишель, в диковинку, велеречивый, великоросс, вблизи (наречие), вдребезги (наречие), вбок (наречие), вверх (наречие), вброд (наречие), вдогонку (наречие), ввиду (предлог), ввысь (наречие), вволю (наречие), вдобавок (наречие), вдалеке (наречие)
2. Падежные окончания существительных.
Единственное существительное 2 склонения, которое в п.п. имеет окончание -и – забытье: Быть в забытьи
Русские фамилии на -ин, -ын, -ев, -ёв, -ов в тп имеют окончание -ым: Белов – Беловым, Соловьёв – Соловьёвым, Птицын – Птицыным
Иностранные – на -ин, -ов, имеют окончания -ом: (фон) Белов – беловом, Чаплин – Чаплином, Дарвин – Дарвином.
В качестве вариантного окончание -у (-ю) есть:
в вещественных существ. при:
-указании количества: фунт изюму, кусочек сыру,

пачка чаю;
-при указании части целого: пролить чаю, отсыпать сахару (но: запасы чая, хранилище сахара).
собирательных и отвлеченных со словами мало, много: много народу, мало шуму; 
в фразеологических словосочетаниях: дать маху,
Окончания -ы (-и) бывают у существительных, образованных от иностранных:
-на -ер (-ёр): саперы, инженеры;
-неодушевленных на -сор, -тор: процессоры, манипуляторы;
-одушевленных на -тор, при сохранении существительным оттенка книжности: авиаторы, ректоры, авторы.
-а (-я) у существительных на –сор, -тор употребляются в случаях, когда они стилистически нейтральны: доктора, директора, профессора.
Примечания. Могут проявляться различия между формами существительных:
- стилистические: лектора (прост.) – лекторы (нейтр.), шофера (проф.) – шофёры (нейтр.).
- смысловые: учители (наставники) – учителя (преподаватели) – лагеря (учреждения) – лагери (группировки)
3. Окончания. Материал для тренировки.
Задание 1. Запишите, обозначьте падеж, склонение существительных, объясните смысл фразеологизмов.
Быть в своей тарелке. Одеться с иголочки. Виден как на ладони. Висеть на телефоне. Родиться в

сорочке. Гадать на кофейной гуще. Толочь воду в ступе. Скользить по поверхности. Припирать к стенке. Ходить по краю пропасти.
Задание 2. Составьте словосочетание, употребив нужные предлоги; объясните правописание окончаний:
Выступить, конгресс; родиться, Россия; предлагать, заметка; справиться, здоровье; слушать, вежливость; ошибка, изложение; отойти, пристань; мечтать, счастье; плачешь, радость; возвращаться, станция; деревья, иней; знаки, предложение; картины, галерея; ошибиться, расчет; экспонат, музей; задохнуться, злость; говорить, живопись; гулять, аллея; растение, гербарий; приехали, Мария Ивановна; письмо, Софья Владимировна; позаботиться, Евгения Ильинична; встретиться, Юлия Дмитриевна.
4. Закрепление. Правописание окончаний существительных.
Упр. 185, 189 (устно).
5. Рефлексия. Домашнее задание.  
Упражнение 193
Задание на неделю. Подготовиться к проверочной работе №6 (формообразование и ударение).

Комментарии к этому уроку:

Комментарий добавил(а): лариса
Дата: 2020-01-20

Отличный методический материал к уроку

Комментарий добавил(а): индира
Дата: 2021-01-13

спасибо за урок

Комментарий добавил(а): Анна
Дата: 2023-02-08

Интересные картинки. Живая презентация! Спасибо!

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.