|
Фрагменты урока
Тема урока. Правописание падежных окончаний имён существительных. Содержание. Окончания существительных. Примеры, таблица, задания, презентация «Окончания склонений существительных». 1. Проверка домашнего задания. Словарный диктант №6 великорус, вегетарианский, веранда, вакуум, верфь, вакханалия, вертишейка, варежка, вернисаж, ваттметр, вермишель, в диковинку, велеречивый, великоросс, вблизи (наречие), вдребезги (наречие), вбок (наречие), вверх (наречие), вброд (наречие), вдогонку (наречие), ввиду (предлог), ввысь (наречие), вволю (наречие), вдобавок (наречие), вдалеке (наречие) 2. Падежные окончания существительных. Единственное существительное 2 склонения, которое в п.п. имеет окончание -и – забытье: Быть в забытьи Русские фамилии на -ин, -ын, -ев, -ёв, -ов в тп имеют окончание -ым: Белов – Беловым, Соловьёв – Соловьёвым, Птицын – Птицыным Иностранные – на -ин, -ов, имеют окончания -ом: (фон) Белов – беловом, Чаплин – Чаплином, Дарвин – Дарвином. В качестве вариантного окончание -у (-ю) есть: в вещественных существ. при: -указании количества: фунт изюму, кусочек сыру,
|
пачка чаю; -при указании части целого: пролить чаю, отсыпать сахару (но: запасы чая, хранилище сахара). собирательных и отвлеченных со словами мало, много: много народу, мало шуму; в фразеологических словосочетаниях: дать маху, Окончания -ы (-и) бывают у существительных, образованных от иностранных: -на -ер (-ёр): саперы, инженеры; -неодушевленных на -сор, -тор: процессоры, манипуляторы; -одушевленных на -тор, при сохранении существительным оттенка книжности: авиаторы, ректоры, авторы. -а (-я) у существительных на –сор, -тор употребляются в случаях, когда они стилистически нейтральны: доктора, директора, профессора. Примечания. Могут проявляться различия между формами существительных: - стилистические: лектора (прост.) – лекторы (нейтр.), шофера (проф.) – шофёры (нейтр.). - смысловые: учители (наставники) – учителя (преподаватели) – лагеря (учреждения) – лагери (группировки) 3. Окончания. Материал для тренировки. Задание 1. Запишите, обозначьте падеж, склонение существительных, объясните смысл фразеологизмов. Быть в своей тарелке. Одеться с иголочки. Виден как на ладони. Висеть на телефоне. Родиться в
|
сорочке. Гадать на кофейной гуще. Толочь воду в ступе. Скользить по поверхности. Припирать к стенке. Ходить по краю пропасти. Задание 2. Составьте словосочетание, употребив нужные предлоги; объясните правописание окончаний: Выступить, конгресс; родиться, Россия; предлагать, заметка; справиться, здоровье; слушать, вежливость; ошибка, изложение; отойти, пристань; мечтать, счастье; плачешь, радость; возвращаться, станция; деревья, иней; знаки, предложение; картины, галерея; ошибиться, расчет; экспонат, музей; задохнуться, злость; говорить, живопись; гулять, аллея; растение, гербарий; приехали, Мария Ивановна; письмо, Софья Владимировна; позаботиться, Евгения Ильинична; встретиться, Юлия Дмитриевна. 4. Закрепление. Правописание окончаний существительных. Упр. 185, 189 (устно). 5. Рефлексия. Домашнее задание. Упражнение 193 Задание на неделю. Подготовиться к проверочной работе №6 (формообразование и ударение).
|