Фонетический разбор слова. Принципы русской орфографии.    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор слова. Морфологический, фонетический, дифференцирующий и традиционный принципы правописания. Звуки и буквы. Примеры, задания, проверочная работа «формообразование и ударение», презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверочная работа «формообразование и ударение». Слайд 2. (время 0:05)

    2. Слово учителя. Слайд 3-4. (время 0:03)
    Суть морфологического принципа правописания является. Примеры: дом – дома - домовой – домохозяйка; столовый, дубовый, домовой.

    3. Практическая работа. Слайд 5-10. (время 0:06)
    Задание на доказательство морфологического принципа написания, объяснение орфограмм.
    пол…скать бельё, пол…скать ребенка.

    4. Слово учителя. Слайд 11. (время 0:02)
    Суть фонетического принципа правописания является – написание соответствует произношению. Примеры: рассердить, разбудить, безЫдейный,  предЫюльский.

    5. Практическая работа. Слайд 12. (время 0:03)
    Задание на доказательство фонетического принципа написания, объяснение орфограмм.
    Пример: безЫнициативный, беСсердечный, рОзыгрыш.

    6. Слово учителя. Слайд 13-14. (время 0:04)
    А. Суть дифференцирующего принципа правописания. Примеры: компания – кампания, ожог (сущ.) – ожёг (гл.).
    Б. Суть традиционного принципа правописания. Примеры:
    кОрова, моеГо, жЕлезо, сОбака.

    7. Беседа. Слайд 15. (время 0:02)
    Беседа о различных принципах написания в русском языке.

    8. Закрепление. Слайд 16-25. (время 0:02)
    Задание на распределение орфограмм в соответствии с принципами русской орфографии.

    9. Беседа. Слайд 26. (время 0:04)
    Беседа с классом о различии и единстве звуков и букв.

    10. Запись опорного конспекта. Слайд 27-38. (время 0:07)
    А. Графическое обозначение звуков.
    Б.  Гласные звуки.
    В. Согласные звуки: твердые, мягкие, звонкие, глухие.
    Г. Фонетические процессы с согласными звуками: оглушение, озвончение, расподобление (диссимиляция), уподобление (ассимиляция), упрощение (выпадение).
    Д. Подвижность ударения в русском языке.

    11. Закрепление. Слайд 39-41. (время 0:03)
    А. Задание на запись слов в фонетической транскрипции.
    Б. Задание на определение фонетических процессов в словах.

    5. Рефлексия. Домашнее задание.  Слайд 42. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Трагедии Шекспира бессмертны: в наше время, как и 400 лет назад, Ромео любит Джульетту, а Отелло душит Дездемону.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 145  Сейчас 46







Фонетический разбор слова. Принципы русской орфографии.

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 9.
К уроку
презентация,
проверочная работа №1 "словообразование и ударение",
"словообразование и ударение" для 9-10 классов

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Фонетический разбор слова. Принципы русской орфографии."
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-10-13

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Фонетический разбор слова. Принципы русской орфографии."



Класс     Фамилия                                                                         

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1

Задание. Образуйте родительный падеж множественного числа

ТОМАТЫ
АПЕЛЬСИНЫ
АБРИКОСЫ            
ПОМИДОРЫ 
БАНАНЫ               
МАНДАРИНЫ
БАКЛАЖАНЫ
ЛИМОНЫ
АНАНАСЫ
ГРАНАТЫ

Задание. Расставьте ударения.
агрономия, агент, алфавит, аэропорты (им. пад., мн.ч), апокриф, апостроф, апартаменты, асимметрия, августовский, аналог

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока.  Фонетический разбор слова.
II. Оборудование и приложения. Презентация «Принципы русской орфографии»
Проверка домашнего задания.
Проверочная работа №1 (формообразование и ударение)
Слово учителя.
Как мы помним, морфологический принцип правописания является ведущим в русской орфографии. Суть принципа: общие значимые части родственных слов пишутся единообразно, несмотря на то, что произносятся по-разному. Например, одинаково пишутся:
корни: дом – дома - домовой – домохозяйка;
суффиксы: столовый, дубовый, домовой.
окончания: на воде, на море, в доме, в кастрюле.
Морфологическим является и написание, например, инфинитива, глаголов, существительных 3 склонения.
Практическая работа.
Задание. Докажите действие морфологического принципа написания, объясните орфограммы.
доч…, на  пляж…,  съеш… о печ…,  об эволюци…, пол…скать бельё, пол…скать ребенка
Слово учителя

Кроме основного морфологического принципа написания, в русском языке применим также фонетический. Суть принципа: написание соответствует произношению.
Практическая работа.
Задание. Докажите действие фонетического принципа написания, объясните орфограммы.
безЫнициативный /по произношению: ы после твердой з вместо и/
раЗдирать /по произношению: звонкий звук д требует звонкий з/
беСсердечный /по произношению: глухой  звук с требует глухой с/
рОзыгрыш /написание соответствует произношению/ 
чреЗвычайный /по произношению: звонкий в требует звонкий з/
Слово учителя.    
Существуют ещё дифференцирующий и традиционный принципы.
Суть дифференцирующего принципа:
Различное написание одинаково звучащих омофонов.
Суть традиционного принципа:
Написание с опорой на старую орфографию, сохраненную лишь по традиции.
Закрепление.
Задание: приведенные ниже орфограммы распределите в соответствии с принципами русской орфографии по начальным

буквам их наименования.
Написание:
М корней родственных слов
Т ЖИ и ШИ
М в корне слова чередующих гласных
М Ь после шипящих во втор. лице ед.ч.
Ф приставок с  З и С на конце
М суффиксов прилагательных
М гласных в приставках, подобных на-, под-, за- и т.д.
Ф Ы и И после приставок с согласной на конце
Д различное написание одинаково звучащих омофонов
М раздельное написание слов
Задание.  Назовите фонетические процессы, которые происходят в словах:
А. сочувствовать, предерзостный / Упрощение (выпадение)
Б. робкий, небоскрёб / Оглушение
В.  косьба, айсберг  / Озвончение
Рефлексия. Домашнее задание. 
Упражнение № 44. Прочитать §13, самостоятельно разобраться в главе параграфа исторические и позиционные исследования.
Задание на неделю. Подготовиться к словарному диктанту №2.

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.