|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Возвращение в ХIХ век. Так ли необходимо нам «Путешествие в прошлое»? II. Цель урока. Выяснить, с каким настроением класс приступает к изучению литературы второй половины ХIХ века. III. Тип урока. Беседа. IV. Ход урока.
Слово учителя. Вторая половина ХIХ века. Ещё существует крепостное право, его отменят лишь в 1861году. Крепостное, а по сути, рабовладельческое право – система правоотношений, закрепляющая за землевладельцами право владения земледельцами – крестьянами, которыми они могли распоряжаться как им угодно, по своей прихоти. Таким правом обладали дворяне. Они владели землей и крепостными, находящимися в полной собственности помещика. Крепостные (холопы, смерды) обрабатывали землю помещика, могли работать в другом месте, отдавая господину часть заработанных денег. Некоторые из них (дворня) обслуживали помещиков в их имении или городском доме. Передовой русский человек мог думать о себе, лишь соотнося свою жизненную позицию с начавшимся движением масс за освобождение. На него в связи с этим ложилась задача исполнения долга перед историей, а это требовало сочетания в его жизненном поведении элементов общественного и личного, порождало стремление к
|
подвигу. Литературу таких авторов нам предстоит изучать. К писателям, боровшимся с крепостным правом, относится И.С. Тургенев. Как и у многих писателей того периода, у Тургенева крепостное право с детство вызывало неприятие. Еще в юном возрасте будущий писатель с отвращением наблюдал самодурство матери-помещицы по отношению к крепостным, дворовым и тяжело страдал от этого. Варвара Петровна (мать писателя) была жестка и к своим детям. Тургенев вспоминал, что матери он страшился как огня, наказание следовало за мельчайший проступок, а иногда и за подозрение в совершении такового. Существует мнение, что читатель, для которого осталась чужда классика, может серьёзно увлечься литературой современной. Анализ читательских интересов не подтверждает такого мнения. Питомцы школы, не научившиеся читать русскую классику, обходят стороной и лучшее в современной советской литературе. В. Каково значение слова «классик» в литературе? Ответ даёт толковый словарь: в данном случае классик – это признанный литературным сообществом писатель, образец в своей области. Произведения, созданные классиками, принято называть классическими, т.е. они признаются совершенными, образцовыми. То, что классическая литература для определённой
|
части школьников остаётся чуждой, много раз истолковывалось как результат недоступности её читателям этого возраста. Бесспорно, произведения Салтыкова – Щедрина и Толстого, Чехова и Достоевского трудны для шестнадцатилетних, но трудность и недоступность – не суть синонимы Вспомним слова Г.А. Гуковского, который говорил, что школа не должна обучать тому, что легко для школьников. И далее он полагал, что школа обязана учить тому, что по возрасту доступно школьникам.
Беседа по вопросам. В. Стоит ли изучать литературу, отделённую от нашего времени двумя столетиями? В. Расскажите о ваших читательских пристрастиях. Что интереснее вам: современная литература или классическая? В. Кого из писателей прошлых столетий вы считаете близким нашему времени? В. Какими бы вы хотели видеть наши занятия?
Домашнее задание. Вспомните, используя учебник истории, события, произошедшие на рубеже 1850 – 1860 годов в России. Составьте хронологическую таблицу: история, литература, искусство
|