Лексика и фразеология.    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Словарный состав, лексическое значение слова, способы толкования слов. Синонимы, антонимы, фразеологизмы. Примеры, задания, тест, презентация «лексика, фразеология»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Слово учителя. Слайд 1. (время 0:02)
    Определение темы урока силами учеников.

    2. Беседа. Слайд 2-3. (время 0:06)
    А. Вопросы к ученикам о сути лексики и лексикологии.
    Б. Вопросы к ученикам о различии значений фразеологизма фразеологии.
    В. Беседа о  лексическом значении слова и способах его определения. Первый способ определения значения слов.

    3. Слово учителя. Слайд 4. (время 0:06)
    А. Слово о толковых словарях и их содержании.
    Б. Лексический словарь ученика.
    В. Значение лексического запаса в современном обществе.
    Г. Поиск способов толкования слов.

    4. Беседа. Слайд 5. (время 0:03)
    Подбор синонимов – 2 способ толкования слов.

    5. Слово учителя. Слайд 6-7.  (время 0:03)
    А. Беседа о жилищах разных народов.
    Б. Задание ученикам на определение жилищ и соотношение жилищ с народами их населяющими.

    6. Беседа. Слайд 8-14. (время 0:04)
    А. Перечисление отличительных признаков предмета как третий способ толкования слова.
    Б. Понимание значения части слова как четвертый способ толкования значения слова.
    В. Задание ученикам на нахождение синонимов к словам.

    7. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 15-22. (время 0:03)
    А. Беседа с учениками о словах-омонимах.
    Б. Задание ученикам на нахождение слов-омонимов.
    В. Беседа с учениками об антонимах.
    Г. Задание ученикам на нахождение антонимов к словам.

    7. Проверочная работа. Слайд 23. (время 0:15)

    8. Домашнее задание. Слайд 24. (время 0:03)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


- Я на этой земле родился, я здесь и умру. Чего бы мне это ни стоило!

А.Лукашенко,
президент Беларуссии






Статистика посещений
   Сегодня 258  Сейчас 13







Лексика и фразеология.

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 3.
К уроку
презентация
тест (2 варианта)
проверочная работа (2 варианта)
ответы к тесту и проверочной работе

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Лексика и фразеология."
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-04-10

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Лексика и фразеология."



Класс        Фамилия                                                                       Вариант 0
Лексика, фразеология, культура речи.

Часть А

А1. Какое предложение содержит  антонимы?
1)  Жаркий день сменился холодной и ветреной ночью.
2)  Несмотря на прохладную погоду, в саду распустились розы.
3)  Мы шли медленным шагом, иногда останавливались, чтобы набраться сил.
4) Скучать было некогда: работы невпроворот.

А2. Укажите значение слова АБСУРДНЫЙ.
1)  мелкий, ничтожный                       
2)  некрасивый
3)  смешной, курьёзный                     
4)  нелепый, бессмысленный

АЗ. Укажите предложение, где вместо слова БАРСКИЙ надо употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?
1) Рядом с БАРСКИМ домом находился флигелёк, в котором и жил доктор.
2) Его БАРСКИЙ вид всегда немного смущал меня.
3) Эти БАРСКИЕ замашки мало кому нравились.
4) Это была любимая БАРСКАЯ охотничья собака.

А4. Укажите предложение с речевой ошибкой?
1)  Да он тихий: мухи не обидит.
2)  Дом  его стоял на косогоре.
3)  Этот опыт имел большую роль в дальнейшем развитии исследования.
4)  Развитие этой отрасли потребовало много денежных средств

A5. Каково правильное значение устаревшего слова КАФТАН?
1)  длиннополая мужская верхняя одежда
2)  льняная рубашка, расшитая бисером
3)  широкие мужские брюки
4)  большая шляпа для работы в поле

Часть В

В1. Подчеркните слово, употреблённое в переносном значении.
Мягкий характер лаборанта мешал успешной карьере.

В2. Замените фразеологизм из предложения стилистически нейтральным синонимом.
Он чувствовал себя белой вороной, поэтому незаметно оставил шумную компанию.

Часть С

С1. Напишите, для чего в речи нужны фразеологизмы.

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Лексика и фразеология.
II. Оборудование и приложения. Тест, презентация.

Слово учителя.
В. Прочитайте эпиграф урока и подумайте, о чём пойдёт речь?
О словах и значениях слов.
Беседа.
В. Лексика. Что означает это слово?
Все слова, входящие в состав языка. Эти слова  образуют цельный комплекс слов, который и называется лексикой. Любому языку присуща своя лексика, отличная от лексики других языков.
В. Лексикология. Что это и что она изучает? 
Лексикология – это раздел лингвистики, изучающей лексику, иначе говоря, значение слов и область их употребления.
В. Существуют ли способы определения лексического значения слова?
Заглянуть в словарь – это 1 способ узнать значение слова.
В. А в какой словарь надо заглянуть?
В толковый. Эти словари не только дают лексическое значение слова, но и отражают написание, выделяют ударение, указывают часть речи и грамматические формы.
Слово учителя.
Но часто случается так, что мы на слух воспринимаем слово, а что означает,

вспомнить не можем. А словаря, по нехорошему «закону бутерброда», нет под рукой. Следовательно, необходимо изыскать другие способы распознавания слов.
Беседа.
В. Объясните значение слова хата? Дом, изба.           
В. Каким образом вы это сделали? Подобрали синонимы – это  2 способ толкования слов.
Слово учителя.
Как дома проверить свой словарный запас вы знаете, а сейчас проверим, кто из нас обладает самым большим запасом слов. 
Задание. На картинках (слайде) изображены жилища разных народов. Назовите их.  Чум, вигвам, изба, терем, пятистенка, яранга, хата, сакля
Задание. Дайте определения жилищам, перечисленным выше, и соотнесите их с народами. Пример: сакля – (по-татарски) избушка, хижина, хата, землянка. Так же называют свои дома кавказские горцы.
Беседа.
В. С каким жилищем из перечисленных вы знакомы лучше всего? Изба.
В. Все знают, что такое изба? Дом.
В. Это изба? Нет.
В. Почему? В избе один этаж.
В. Это изба? Нет.
В. Почему? Не из дерева.
В. Это изба? Нет.
В. Почему? Изба строится рубленых деревьев.
Вывод: Изба – это дом

из рубленого дерева.
В. Как  мы определили значение слова?
Перечислили его отличительные признаки. Это третий способ толкования слова.
В. Образуйте слова с корнем  дом.
Домохозяйка, домище, домовой, домик, домочадцы, домоправительница,  домострой, домработница, домовладелец, домоуправление, дурдом…
Нужно ли использовать словарь для толкования значения перечисленных слов? Нет.
В. Каким образом можно определить значение слова?
Раскрыть смысл части слова. Это четвертый способ.
Проверочная работа. /Прилагается/
Домашнее задание.
Мы повторили лексику и фразеологию. Знание лексики делает речь красивее, а человека грамотнее. Любите свой язык, читайте больше, учите новые слова, будьте внимательны к собственной лексике.
Задание. Определите значение слов юрта, чум,  вигвам, сакля, хата, терем, сруб, изба. Упражнение 15, 18.

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.