|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Обучение сжатому изложению. (Начало темы). II. Оборудование и приложение. Презентация «компрессия текста» Беседа. В. Какие виды изложений вам известны? Выборочное, подробное, сжатое. В. Что представляет подробное изложение? Почти дословный пересказ услышанного текста. В. А какое изложение называется сжатым? Это передача тех мыслей в тексте, без которых он не может существовать. В. Попытайтесь, исходя из нашего разговора, определить тему урока. Способы написания сжатого изложения. Запись опорного конспекта с элементами беседы. В. Подумайте, возможно ли сжать текст? Прежде чем приступить к сжатию текста, нужно мысленно разделить информацию на главную и второстепенную. После определения границ можно приступить к сжатию текста с применением: исключения, обобщения, упрощения. Слово учителя. Сегодня разберем подробнее эти приемы. Исключение – приём
|
компрессии, состоящий в удалении из текста: повторов; поясняющих, уточняющих, вводных конструкций; несущественных фрагментов; однородных членов; синонимов. Практическая работа. Исходный текст: Приюты для бездомных детей, школы-интернаты, детские дома для сирот и подобные другие заведения федерального и регионального значения ведут ребёнка только до своего определенного порога. Вариант сжатия: Детские учреждения ведут ребёнка до определенного порога. Слово учителя. Следующий прием языковой компрессии текста – обобщение. Включает в себя замену: однородных членов обобщающим словом; прямой речи косвенной; придаточных предложно-падежной конструкцией; части или всего предложения местоимением со значением обобщения. Практическая работа. Замена однородных членов. Исходный текст: На поляне росли обыкновенные ромашки, белоснежные одуванчики, стеснительные купавки Вариант сжатия: На поляне росли цветы
|
Удаление поясняющих конструкций Исходный текст: Он владел многими языками: итальянским, арабским, турецким; никто не распознал бы в нём русского. Вариант сжатия: Он владел многими языками: никто не распознал бы в нём русского. Составление нового текста. Исходный текст: Каждый из жителей посёлка использовал свободное время. Кто-то читал приключенческие повести; кто-то рыбачил на реке или собирал грибы в лесу; подростки увлекались спортивными играми, среди которых самым значимым был ежегодный велопробег. Вариант сжатия: Каждый из жителей поселка проводил свободное время зависимости от привычек. Слово учителя. Третий способ – упрощение мы рассмотрим на следующем уроке. Рефлексия. Домашнее задание. Выучить теоретический материал урока.
|