|
Фрагменты урока
Тема урока. Вводные слова и вставные предложения и конструкции. Оборудование и приложения. Презентация к уроку.
Проверка домашнего задания. Сообщение учащейся по теме «Слова-паразиты»
Слово учителя с элементами беседы. Экспериментальное сравнение. Прочитайте два предложения и сравните их. В Михайловском, где Пушкин находился два года в изгнании, ему сооружён памятник. Однажды, это было морозное зимнее утро, к Пушкину в Михайловское в гости приехал Пущин. В. Что общего между этими предложениями? Каждое из этих предложений устроено по принципу «матрёшка в матрёшке» - одно в другом. В. А чем различаются? Подсказка учителя. Поставьте вопрос от «наружной» части предложения к «внутренней». В первом случае вопрос ставится легко: в селе - каком? - где Пушкин находился в изгнании. В. А как обстоит дело со вторым предложением? Никак. Вопрос не ставится, соответственно и ответа
|
быть не может. Внутренняя и внешняя часть предложения не имеют грамматической связи между собой. Связаны они только по смыслу. Подобные предложения называются вводными.
Закрепление. Вставные конструкции содержат попутные указания, передают дополнительную информацию. Вставные конструкции обычно содержат более широкую информацию. Задание. Определите значение вводных слов в следующих предложениях. Наша класс, безусловно, в этом соревновании одержит победу. Выражение уверенности. Наш класс, возможно, в этом соревновании одержит победу. Выражение неуверенности. Наш класс, к счастью, в этом соревновании одержал победу. Чувство радости. Наш класс, по мнению тренера, в этом соревновании одержит победу. Источник сообщения. В. В чем отличие этих предложений? Отношением к сообщаемому. В. Что меняется при изъятии этих слов из предложения? Ничего, просто не будет дана оценка сообщаемому.
Слово учителя. Хочу обратить ваше
|
внимание к словам лингвиста А.А. Пешковского, который писал, что вводные конструкции – слова инородные, чуждые предложению, их приютившему. В. Согласитесь ли вы или нет с этим утверждением?
Домашнее задание Проанализируйте автобиографию ученика с точки зрения правильности употребления вводных слов. Составьте автобиографию, правильно используя вводные слова. Сочинение ученика. Я, естественно, родился в 2000 году, как и все дети, конечно, ходил в детский сад. Ясное дело, потом я поступил в школу. В сентябре мне, естественно, исполнилось 13 лет, а через год мне, само собой разумеется, будет 14. Я, конечно, люблю книги по резьбе по дереву. После девятого класса, возможно, уйду в техникум учиться, так сказать, на резчика по дереву, наверное. Вот, кажется, и вся моя биография.
|