|
Фрагменты урока
Тема урока. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Оборудование и приложения. Презентация.
Слово учителя. Сегодня мы нового ничего не узнаем, наша задача – углубить знания о том, что мы уже изучали. Вести урок будете вы сами. Для того чтобы урок получился интересным, вы исследовали и обобщили огромный материал, собрали всё это в ваше сообщение. Сообщения. Слово предоставляется докладчикам. 1. Сообщение на тему «Прямая речь». 2. Сообщение на тему «Диалог». 3. Сообщение на тему «Косвенная речь». 4. Сообщение на тему «Цитаты» Вопросы к докладчикам.
Слово учителя. Беседа. Подведем итоги. Сделаем выводы. Итак, прямая речь точно передает чужую речь, её форму и содержание:Емеля сказал: «Я поймал огромную щуку». Те же слова в речи косвенной будут звучать так: Емеля сказал, что он поймал огромную
|
щуку. Главное условие верного выделения прямой речи – это умение обозначить, выделить авторские слова. Это помогают сделать определенные слова–сигналы, так называемые, глаголы говорения. Они вносят ясность в предложение о том последующие или предыдущие слова принадлежат какому-то лицу. Вот эти слова-сигналы: спросил, сказал, ответил. К слову сказать в словаре синонимов дано около тридцати синонимичных глаголов, спросить – 9, говорить – 24. Их бесчисленное множество. Задание. Подберите к этим глаголам синонимы. В. Что у вас получилось? Сказать, говорить: произносить — сообщить — заявить — заметить — (вы)молвить — изречь — вещать — проронить — брякнуть — скрипнуть — сморозить — сболтнуть — вякнуть — шлепнуть — резануть — отчебучить — врезать — отчеканить — вставить — ляпнуть — отмочить — отбарабанить — ввернуть — припечатать — подтвердить — отколоть — крякнуть — пробормотать — отчубучить — выдать —
|
загнуть — присовокупить — прогнусавить — прогундосить — выпалить — пробухтеть — изъяснить… Помните, синонимы – это красота и богатство вашей собственной речи.
Закрепление. Задание. Каждое из ниже приведенных предложений превратите в прямую речь, подобрав по смыслу подходящее слово и добавив слова автора. 1. Ура! Вечером в кино! 2. Ой, я надорвусь от смеха! 3. Как бы не вышло хуже! 4. Что за беспорядок! 5. А он не лгал? 6. Неужели это правда? 7. Не желаете ли чашечку кофе? 8. Я желаю чем-нибудь быстро перекусить. 9. Почему вы так спешите? 10. Расскажите, пожалуйста, а как это произошло?
Работа с учебником. Прочитать параграф, запомнить и перенести в тетрадь все схемы из учебника со страниц 177-178
Рефлексия. Домашнее задание. Упр. 393
|