Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения.    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения придаточных. Стык союзов. Примеры, задания, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж рабочего времени)*

    1. Слово учителя. Слайд 1-8. (время 0:05)
    А. Совместная с классом формулировка темы и задач урока путем решения проблемного задания. Примеры для решения проблемного задания:
    [Всем хотелось смотреть], (как она поёт), (как качается в соломенном  кресле), (как весело разговаривает с детьми).
    (Когда мы покинули станцию), [перестал, наконец, идти  дождь],   (который моросил, не прекращаясь, с утра). 
    Б. Однородное, последовательное, параллельное или неоднородное подчинение в СПП с несколькими придаточными. Методы их различения.

    2. Запись опорного конспекта.  Слайд 9-17.  (время 0:16)
    А. Подчинительная связь, определение  последовательной связи и соподчинения на примерах.
    Б. Стык союзов, пунктуация при стыке союзов, примеры пунктуации на стыке союзов:
    Я сказала ребятам, что, если погода будет хорошей, поход состоится.
    Я сказала ребятам, что если погода будет хорошей, то поход
    В. Неоднородное (параллельное) и однородное соподчинение. Разбор СПП с однородным и параллельным соподчинением на примерах. 
    Г. Комбинирование последовательного подчинения и соподчинения.

    3. Работа с учебником. Слайд 18.  (время 0:03)

    4. Закрепление. Слайд 19-27. (время 0:06)
    А. Разбор сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными:
    Когда мне грустно, когда мне скучно, иду я к бабушке на блины
    Когда он выступал в последний раз, его так долго не отпускали со сцены, что пришлось вмешаться ведущему концерта.
    Б. Разбор предложений, схемы СПП. Ориентировочная схема и предложение:
    [       ], (с. __       ), (с.        __).
    Было прекрасно, что они нравились друг другу, что вокруг них кипела интересная жизнь.

    5. Самостоятельная работа. Слайд 28. (время 0:07)

    6. Подведение итогов урока.  Слайд 29-32. (время 0:04)
    Вопросы к классу по основным видам СПП с несколькими придаточными, типам подчинений.

    7. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 33.  (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии проведения уроков с применением презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


- Чо тень на плетень!

В.Путин,
президент РФ






Статистика посещений
   Сегодня 340  Сейчас 10







Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения.

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 63.
К уроку
презентация

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения."
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-03-30

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными предложениями. Виды подчинения.
II. Оборудование и приложения. Презентация к уроку.
1. Слово учителя. На предыдущем уроке мы закрепили, обобщили «СПП», но говорили лишь о предложениях, имеющих одну придаточную и одну главную часть. Это самая распространенная форма  речи. Но встречаются предложения с несколькими придаточными. Это, разумеется, более сложные предложения по своей структуре, чем те, что мы изучали. 
Предисловие к сегодняшнему уроку мною озвучено. Теперь сообща попытаемся сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока.
Задание проблемное.  Найдите различия в подчинении.
А) [Всем хотелось смотреть], (как она поёт), (как качается в соломенном  кресле), (как весело разговаривает с детьми).
Б) [Наступила такая тихая ночь], (что слышно), ( как в спальном районе пиликает на скрипке неизвестный музыкант).
В) (Когда мы покинули станцию ), [перестал, наконец, идти  дождь],   (который моросил, не прекращаясь, с утра).
2. Запись опорного конспекта.
Стык союзов. Пунктуация.
Запятые ставятся всегда, кроме случаев, когда у второго союза имеется продолжение  так, то, тем, но. Например: Я сказала ребятам, что, если погода будет хорошей, поход состоится.
Сравните: Я сказала ребятам, что если погода будет хорошей, то поход состоится.
Соподчинение бывает 

неоднородным (параллельным) и однородным. При однородном придаточные должны быть одного вида, например, определительные:  Когда солнышко еще не осветило верхушки сосен, когда ещё вовсю кукарекали в деревне  петухи, пионеры дежурного отряда были уже готовы играть зорю.
(когда), (когда),  [    ].
При  однородном соподчинении  придаточные могут содержать при себе сочинительные союзы, запятые при этом расставляются так же, как ставятся и при однородных: Было слышно, как играло вдали пианино и пел какую-то незамысловатую песню высокий детский  голос.
Будьте внимательны! При таком подчинении союз может и опускаться:
Если придаточные однородные распространены, т.е.  уже в них есть за-пятые, выделяющие причастный, деепричастный обороты и т.д., они могут отделяться точкой с запятой:
Было раннее утро, когда  расцвели на лугах белые ромашки,  алые маки, душистый клевер и пушистая кашка; когда запели, заголосили первые певчие птицы, когда ничто не предвещало  никакой беды.
Неоднородное соподчинение придаточных  –  такое соподчинение, при котором придаточные являются различными по значению, например, времени и места: Когда мы посетили ледовый дворец, Иван Петрович сказал, что в хоккей играют настоящие мужчины.
Задание. Зная значение слова комбинировать, предположите, каким может быть подчинение?
СПП могут иметь более сложную структуру.
3. Работа с учебником.
Задание.

Сравните  материал учебника с конспектом, записанным на уроке. Получили ли какую-нибудь новую информацию из прочитанного?
4. Закрепление. 
Задание.  Определите подчинение.
1. Была минута, когда он так громко закричал, что прибежал врач из соседней палаты  (последовательное).
2. Когда мне грустно, когда мне скучно, иду я к бабушке на блины (однородное).
3. Когда поезд  тронулся, она, выглянув из окна, увидела, что он бежит за вагоном, смешно подпрыгивая и размахивая руками  (параллельное).
Задание. Запишите предложения, расставьте запятые, найдите грамматическую основу в предложениях, соотнесите с соответствующей  схемой.
1. [ __  , (с. ), (с.с. ), и ].
2. [ __  ], (с.с.  __ ) и (с.с.  __).
3. [ __  ], (с.  __ и    __).
4. [     ], (с. __    ), (с.  __).
1. Было прекрасно, что они нравились друг другу, что вокруг них кипела интересная жизнь. (4)
2. Я переживал, что напрасно сорвал  цветок, который хорошо смотрелся на своём месте, и бросил его. (1)
3. Товарищи сопроводили его до лагеря, где находился штаб игры «Зарница» и где была санчасть. (2)
5. Самостоятельная работа. Выполнение упр.  № 200.
6. Подведение итогов урока. 

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.