Союз как часть речи (окончание)    

    План-конспект урока 
    

    Служебные части речи. Союз.

    План. Конспект. Тема. Союзы и союзные слова, подчинительные союзные слова, придаточные предложения с союзными словами. Таблица «союзные слова», примеры, задания, презентация «сложноподчиненные союзы и союзные слова»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:12)
    Контроль знаний. Проверочная работа по пройденному материалу.

    2. Слово учителя. Слайд 3-5. (время 0:06)
    А. Союз И, история происхождения.
    Б. Полисиндетон или многосою́зие на примере анализа стихотворения А.С. Пушкина.

    3. Запись опорного конспекта. Слайд 6-8. (время 0:14)
    А. Союзное слово в сложных предложениях.
    Б. Вопросительные и относительные местоимения как союзные слова на примерах:
    Я совсем не помнила, о чем мы говорили.
    Только теперь стало понятно, какой он был руководитель.
    В. Местоименные наречия в качестве союзных слов, пример:
    Я не мог сообразить, куда надо следовать, чтобы не опоздать на встречу.
    Г. Отличие союза от союзного слова (таблица)

    4. Слово учителя. Закрепление. Слайд 10-11. (время 0:10)
    А. Алгоритм составления синквейна.
    Б. Составление синквейна на тему «Союз»

    5. Рефлексия. Домашнее задание.  Слайд 12. (время 0:03)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Андрей Болконский часто ездил поглядеть тот дуб, на который он был похож как две капли воды.

Из школьных сочинений






Статистика посещений
   Сегодня 122  Сейчас 63







Союз как часть речи (окончание)

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 73.
К уроку
презентация "союз и союзное слово"
тест "правописание предлогов"
ответы к тесту

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Союз как часть речи (окончание)"
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-08-16

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Союз как часть речи (окончание)"



Класс     Фамилия
Вариант 0

Проверочная работа

Задание. Раскройте скобки, употребив слово в нужном падеже.
Благодаря (своевременная помощь). Вернуться по (окончание войны). Вести себя подобно (слон в посудной лавке). Вопреки (приказ командования). Вследствие (оползень). Насчёт (поступление в институт). Познакомиться по (дорога) в санаторий.
Пойти на встречу (ветераны войны). Согласно (ваши заявки). Тренировались по (несколько) часов каждый день.

Задание. Раскройте скобки, вставьте нужные буквы.
(в)течени.. потоков лавы произошли изменения; упорно тренироваться (в)продолжени.. года; держать интригу (в)продолжени.. спектакля; остаться дома (в)следстви.. грозы;
он улетел, но обещал (в)последстви.. вернуться.

1. Ряд, где все предлоги непроизводные
а) от дороги, в связи с непогодой, под водой
б) вопреки на предупреждения, на горе, с веселой компанией
в) в пещере, к победам, надо мной,
г) из-за циклона, в продолжение столетий, во сне

2. Ряд, где все предлоги составные.
а) близ Кирова, на стадионе, несмотря на превосходство
б) около деревни, от стоматолога, подле нас
в) в течение последних лет, по поводу переговоров, в заключение моего выступления
г) за забором, согласно предсказаниям, при воротах

3. Отметьте ряды с производными предлогами.
а) (В)течени.. речушки имеются несколько запруд.
б) Они прошмыгнули мимо, (не)смотря по сторонам.
в) (В)течени.. похода произошло много забавных случаев
г) (Не)смотря на запрет, мы удрали из лагеря

4. Ряд, где все предлоги с дефисным написанием.
а) (к)нам, (с)нами, (из)за нас
б) (из)под земли, (из)за разногласий, (по)над горами
в) (под)защитой, (из)за возражений, (на)блюдечке
г) (ото)всех, (под)крышей, (по)всякому

5. Ряд, где все предлоги со слитным написанием?
а) (в)продолжение семестра, (в)течение часа, (не)смотря ни на что
б) (на)подобие вазы, (из)под облаков, (от)винта!
в) (во)преки инструкциям, (в)следствие шторма, (на)встречу колоне
г) (под)ле избушки, (со)славой, (из)под дивана

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока. Союз – служебная часть речи.
Содержание. Союзные слова, предложения с союзными словами. Таблица «отличие союза от союзного слова», примеры, задания, презентация «сложноподчиненные союзы и союзные слова»
Проверка домашнего задания.
Проверочная работа по пройденному материалу (прилагается)
Выполните задания, выданные вам на листах.
Слово учителя с элементами беседы.
В. Какой союз, по-вашему, употребляется чаще всего?
Союз И.
Лингвисты исследовали и доказали, что союз И самый древний из всех, он чаще всего употребляется в речи.  За тысячелетие союз не изменил ни звучания, ни значения. Остается до сегодняшнего дня самым частотным в употреблении. Связано это с тем, что союз И имеет много значений: обозначает родовую, видовую, стилистическую или лингвистическую тождественность объектов при сопоставлении.
Текст:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В. Обоснованно ли такое частотное применение союза в стихотворении А.С. Пушкина?
Да.

Этот прием называется многосоюзием.
Стилистический прием полисиндетон или многосою́зие опирается на умышленный многократный повтор союзов с целью вынужденного замедления речи, акцентирования роли слов, словосочетаний или предложений. Этим приемом создается плавность, напевность и поэтичность речи, усиливается ее выразительность. Согласитесь, приведенный выше текст намного красивее звучит с союзами, чем без них.
Запись опорного конспекта.
В сложных предложениях для связи его частей применяются и союзные слова. Таковыми являются знаменательные части речи:
- относительные и вопросительные местоимения (какой, кто, что, какой…):
Я совсем не помнила, о чем мы говорили.
Только теперь всем стало понятно, какой он был руководитель.
- местоименные наречия (куда, где, откуда, когда…):
Я не никак не мог сообразить, где нахожусь, куда следует двигаться, чтобы не опоздать на встречу.
Союзные слова нужно отличать от союзов.
Союз  Союзное слово
- не член предложения - член предложения
- служебное слово - знаменательное слово
- связывает и слова, и предложения -

связывает предложения
- выражает и подчинительную, и сочинительную связь - выражает подчинительную связь
Слово учителя. Закрепление.
Мы повторили всё, что знали о союзе, попытайтесь создать синквейн о союзе. Синквейн – стихотворение (условно) из пяти строк без рифмы и ритма.
Напоминаю алгоритм составления синквейна:
1 строка состоит из 1 слова-существительного, обозначающего тему.
2 строка состоит из 2 слов-прилагательных, определяющих 1 строку.
3 строка – из 3 глаголов, связанных с темой-существительным 1 строки.
4 строка – предложение, со значением содержания темы.
5 строка – словосочетание, новое озвучивание той же темы.
Пример:
Союз.
Подчинительный. Сочинительный.
Подчиняет. Соединяет. Связывает.
Существует ради связи в предложении.
Часть речи – служебная.
А теперь попробуйте вы.
Рефлексия. Домашнее задание.
Упражнение № 333.

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.