|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Обращение. Знаки препинания при обращении. III. Оборудование и приложения. Проверочная работа, домашнее задание, презентация к уроку.
Слово учителя. Чтобы определить тему урока, нам придётся решить несколько незамысловатых задачек, думаю, вы легко с ними справитесь. 1. Возьмите приставку из слова обсудить. ОБ 2. Возьмите чередующийся корень, правописание которого зависит от согласного или группы согласных. РАЩ 3. Возьмите суффикс из поражения. ЕНИ 4. Окончание встречается и в мнении, и в рвении, и в здании, если они стоят в винительном падеже. Е В. Какова тема урока? Сформулируйте цели урока. Обращение С темой «Обращение» вы знакомы, поэтому сегодня нам придётся лишь вспомнить то, что мы изучили раннее, закрепить знания и углубить их. В. В каком падеже употребляются обращения? В именительном Совершенно верно, они употребляются в имен. падеже, и, наверное, вам будет интересно узнать, как возникли обращения в языке. В современном русском существует шесть хорошо известных вам падежей, а вот в
|
древнерусском языке был седьмой, особый падеж, используемый для обращений, назывался он звательный, слово, как вы понимаете говорящее. Достаточно вспомнить обращение золотой рыбки к старику – старче. В своих молитвах православные обращаются к Богу со словами отче, боже. Эти слова стоят в звательном падеже и сохранили древнерусскую форму. Сохранился звательный падеж в некоторых языках индоевропейской группы, например, в украинском, цыганском, греческом, белорусском, польском, сербском, шотландском, ирландском. Из группы неиндоевропейских языков он сохранен в арабском, грузинском, корейском и чувашском. Обращения иногда не только указывают на объект обращения, они часто содержат оценку объекта и, выражая различные чувства, служат для эмоциональной окраски речи и для речевого этикета. Задание. Прочитайте схемы. Объясните, почему в схемах иногда употреблена строчная, а иногда заглавная буква? Придумайте предложения, соответствующие схемам.
Слово учителя. С утратой звательной функции обращение часто выступает как олицетворение, употребляя
|
обращение, автор может обращаться к явлениям неживой природы, полнее выражая к ним своё отношение. В Закавказье принятыми формами обращения считаются такие слова, как друг (мегобаро – грузинский), брат (ахперджан - армянский), сестрёнка (куйрикджан – армянский), дорогой, многоуважаемый (генацвале – грузинский), поэтому гости столицы, обращающиеся так к прохожим на улицах Москвы, вызывают наше недоумение, хотя выражают крайнее уважение. Вот почему надо знать культуру народов, с которым нам приходится сталкиваться, чтобы не принимать людей тех или иных национальностей за плохо воспитанных или излишне фамильярных.
Закрепление изученного материала. Проверочная работа /прилагается/. Задание 5. Составьте предложения-обращения к адресатам: дорогая княгиня, уважаемый сударь, милостивый государь.
Рефлексия.
Домашнее задание /прилагается/.
|